Разве они пролетят без следа?

Нет, не забудет никто никогда

Школьные годы...

Домашняя Вверх О себе Метод. копилка Фото

Домашняя Вверх Оглавление

 

 

[В стадии разработки]

Домашняя
Вверх
О себе
Метод. копилка
Фото

Скачать вариант для печати
Скачать презентацию для урока

 

Тема: «Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения; пополнить знания сведениями о птицах; продолжить работу по совершенствованию написанного, закрепляя способность перерабатывать собственный текст (сочинение); закреплять правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных; развивать речь, мышление, память; воспитывать любовь и уважение к природе своего края.

Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,магнитофон, кассета с записью произведений М.Мусоргского и Ф.Гойя.

На доске написан эпиграф урока.

                          Ещё морозец поутру,

                          Ещё не слышен звон капели,

                               Но мы поверили в весну –

                               Грачи сегодня прилетели.

                                                                            Р.Ермизина.

                                             

                             Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка М.Мусоргского «Картинки с выставки».

-Ребята, вы слышите музыку. О чём она, какими чувствами она наполняет вас? (Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).

-Верно. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки. Сегодня мы будем работать над сочинением по картине  Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

2. Проверка домашнего задания.

 -Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку?(Нужно было подобрать что-нибудь о весне).

-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).

-Послушаем, кто что подготовил.

 

3. Работа по теме урока.

-Какие художественные средства используются поэтами?

(Метафоры, сравнения, эпитеты).

-О чём были прочитаны стихи? (О весне).

-Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому. Вслушайтесь в фетовские строки:

         Снова птицы летят издалёка

         К берегам, расторгающим лёд,

         Солнце тёплое ходит высоко

         И душистого ландыша ждёт.

-Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли  радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.

Об одном из известных художников и его картине «Грачи прилетели» прослушайте сообщение ребят нашего класса.

А.К.Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины «Грачи прилетели». Композиция картины необычайно жизненна. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки, вдали - потемневшие весенние поля. Воздух по весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд.

Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.

Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.

Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.

Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.

Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.

В начале осени 1871 года картина А.К.Саврасова  была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств, а в конце октября отправлена в Петербург, на Первую передвижную выставку. Картина оказалась такой заметной и бесконечно волнующей, что Крамской поднял художника Саврасова над всеми пейзажистами – его современниками, отметив, что на многих картинах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в картине «Грачи прилетели».

-         Молодцы, ребята. Рассмотрите репродукцию картины.

-         Что привлекает ваше внимание? Как художник  показывает наступление весны?

-         -Какие краски преобладают на картине?

-         Почему картина называется «Грачи прилетели»?

-         А что же это за птица – грач? Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. Прослушайте сообщение своего одноклассника об этой птице.

Грач – крупная птица отряда воробьинообразных. Его размеры могут достигать 50 сантиметров. Это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетает на юг на десятки, сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Так как грачи откочёвывают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других. Не даром в народе оговорят: «Видел грача – весну встречай».

У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как  питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.

Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.

-         Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).

-         А тип речи? (Описание).

-         Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?

-         Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

-         Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

-         Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?          

4. Физкультминутка.

                     Руки подняли и покачали –

                    Это деревья в лесу.

                    Руки согнули, кисти встряхнули –

                    Ветер сбивает росу,

                    В стороны руки,

                    Плавно помашем-

                    Это к нам птицы летят.

                    Как они сядут, тоже покажем –

                     Крылья сложили назад.

5.Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

                                    

Запись на доске:

ЭПИТЕТЫ- воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.

МЕТАФОРЫ- гонцы весны, вестники, предвестники весны(грачи); русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы(берёзы); озорник, шалун (ветер).

6. Составление плана.

                     Примерный план.

1.    Весна – лучшее время года.

2.    Пробуждение природы (приход весны):

а)  снег,

б) деревья,

в) грачи,

г) небо.

3.    Какое настроение создаёт картина?

4.    Моё отношение к картине.

7.Написание сочинения.

- Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).

8. Краткий анализ нескольких работ учащихся.

9. Домашнее задание.

- Дома я прошу вас отредактировать написанное, проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения, завтра сдать сочинения.

10. Итог урока.

 

если Вам понравился материал напишите нам

Rambler's Top100

 

Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение дл: ltshgolov@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 Средняя общеобразовательная школа села Головинщино
Дата изменения: 19.11.2008
Hosted by uCoz