Доклад директора МБОУ СОШ с.Головинщино Лев- Толстовского муниципального района Липецкой области на августовской педагогической конференции 2011 год.
Слайд 1 Тема : «Программа развития образовательного учреждения через систему воспитательной работы».
Слайд 2 Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. Воспитательная система школы – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей и воспитывающей. Она объединяет все педагогические воздействия идущие на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка.
Слайд 3 В настоящее время в области воспитания существует много проблем.
Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, выброшенных из общества, детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.
Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, — школы.
Слайд 4 Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.
конкурентноспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять уначимое место в обществе.
устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.
умеющий посылать сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.
стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
знающий психологические основы общения.
имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.
воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы
Слайд 5 Поэтому в современных условиях школа должна не только обеспечивать развитие и самореализацию ребенка в настоящее время, но и готовить его к будущей жизни. Исходя из этих требований: обучающая подсистема должна дать учащимся уровень образованности, соответствующий их потенциалу и обеспечивающий дальнейшее развитие личности; воспитывающая подсистема должна создать у детей систему ценностей, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех аспектах человеческой деятельности.
Таким образом, признавая в качестве приоритета личность ребенка, мы сформулировали модель выпускника:
Выпускник – это свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
Слайд 6 Для реализации этой модели личность должна обладать определенными качественными характеристиками. Данные характеристики можно разбить на четыре группы:
здоровье;
культура личности, жизненные и нравственные позиции;
познавательная деятельность;
знания и умения;
Здоровье:
1. здоровье физическое и психологическое;
2. ведение здорового образа жизни;
3. осознанное и активное отношение к здоровью и физической культуре.
Культура личности, жизненные и нравственные позиции:
1. гуманистическое мировоззрение;
2. культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию;
3. коммуникативность, культура общения;
4. бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность;
5. честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
6. оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей;
7. адекватная самооценка.
Познавательная деятельность:
1. интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
2. осознанные познавательные интересы и стремление реализовывать их;
3. способность использовать знания на практике;
4. рациональная организация труда, самообразования.
Знания и умения:
1. достижение уровня компетентности в знаниях;
2. целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях;
3. знание способов рациональной работы, способность к самообразованию;
4. умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Слайд 7 Для реализации такой модели личности выпускника, мы построили воспитательную систему школы основанную на нескольких методологических подходах. В качестве основных нами использовано два методологических подхода:
1. Системный подход.
Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами.
2. Личностно- ориентированный подход.
Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Наряду с этими основными методологическими подходами мы частично использовали и другие подходы:
Средовой подход.
Использование окружающей социальной среды, её культурных и социальных объектов для более гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход.
Использование приемов рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.
Слайд 8 Таким образом управление воспитательным процессом осуществляют следующие группы:
1. Группа, формирующая социальный заказ в виде цели и задач.
2. Группа осуществления воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
3. Группа, решающая специальные воспитательные задачи – вспомогательные службы.
Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии:
1. Директор школы осуществляет руководство школой на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, так и на местном уровне.
2. Совет школы состоит из родителей, учеников-старшеклассников, представителей учительского коллектива. Совет выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.
3. Педагогический совет ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.
Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:
1. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.
2. Классные руководители осуществляют воспитательную работу с классами на коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общешкольных дел, ведут работу с родителями.
3. Учителя-предметники реализуют воспитательную через работу с микро группами и отдельными учащимися, проводят тематические мероприятия в школе.
4. Ученический актив образует советы дел по разработке и проведению школьных акций и отдельных дел, организуют работу классных коллективов и отдельных детей.
5. Родительская общественность помимо деятельности традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке школьных праздников и дел.
К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам:
1. Блок дополнительного образования – в школе представлены, те направления, которые работают на системообразующие программы воспитательной работы.
2. Совет профилактики – ведёт профилактическую работу с группой риска, разбирает правонарушения совершенные в школе, проводит мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
Слайд 9 Воспитательная деятельность в школе строится по нескольким программам деятельности. Их количество не является постоянной величиной так, например, вся работа начиналась с трёх программ, но по мере их реализации возникала необходимость в новых программах, дополняющих старые и расширяющие спектр воспитательной работы.
В настоящее время школа работает по 5 программам:
3 программы являются системообразующими – то есть на них базируется основная воспитательная деятельность и построена работа с массовой школой.
2 программы являются вспомогательными – то есть дополняют основные программы по отдельным видам воспитательной работы или предназначены для определенной группы детей.
Слайд 10 К основным, системообразующим программам относятся:
1. Программа "Сыны Отечества"
Цель программы - Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе.
Содержание:
· Формирование нравственности через знакомство с деятельностью наиболее выдающихся личностей в истории России;
· воспитание чувства патриотизма, любви к Родине на примере подвига советского народа в годы ВОВ, других исторических примерах;
· пропаганда героических страниц истории Родины;
· воспитание гражданственности через общественно-полезную деятельность;
· Воспитание уважения, гордости и ответственности за свою школу.
Слайд 11 2. Программа "Мы люди третьего тысячелетия"
Цель: Предотвращение детского травматизма, разъяснение ПДД
Содержание:
Проведение работы разъясняющей нормы законов
Организация совместной деятельности с ОВД .
Развитие толерантности и интернационализма
Развитие культурных потребностей
Раскрытие творческих способностей детей
Слайд 12 3. Программа "Лидер"
Цель: Создание условий для развития детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности, повышение творческой активности и мотивации к учебе.
Содержание:
Развитие элементов школьного самоуправления
Выявление одаренных детей, работа с ними.
Развитие организаторских качеств у детей.
Наладить деятельность детских общественных организаций
Слайд 13 4. Программа "Спорт - ты жизнь!"
Цель: Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре.
Содержание:
Внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
Организация массовой спортивной работы в школе
Организация спортивной деятельности как целеобразующей для детей из группы риска
Пропаганда здорового образа жизни
Развитие спортивных секций
Слайд 14 5. Программа "Каникулы"
Цель: Осуществление воспитательной деятельности в каникулярный период.
Содержание:
Организация содержательной досуговой деятельности в каникулы
Расширение культурного кругозора детей
Развитие общих трудовых навыков
Слайд 15 На наш взгляд несомненными плюсами данной модели являются ее морально-нравственная, гражданско-патриотическая и общественно-полезная направленность. Это представляется особо ценным в нашей современной России, которая стремиться к построению подлинно гражданского общества, а ведь школа - это часть воспитательной системы российского общества. Кроме того данная модель позволяет достигнуть достаточно сбалансированной системы разных видов и форм воспитательной работы, которые дают свои положительные результаты в виде призовых мест, занимаемых обучающимися в районных и областных конкурсах и соревнованиях. Это повышает престиж образовательного учреждения.
Слайд 16 Антон Семёнович Макаренко писал : «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. »
Директор МБОУ СОШ с.Головинщино Гришин С.Н.
Контактные сведения
Телефон
(47464)4-71-67
Почтовый адрес
399282, Липецкая область, Лев Толстовский район, село Головинщино,
МОУ СОШ села Головинщино