Тема: «Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
Цель: формировать умение работать с текстом, навыки
правильного чтения; развивать умение подробно пересказывать произведение на
основе модели; расширять читательский опыт детей через слушание и
самостоятельное чтение; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: куклы (котенок, щенок), модель рассказа
(рисунок девочки, мужчины, поросенка: слова на карточка: МАМА, ПАПА, ДЕРЕВО,
ЦВЕТОЧЕК, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЕ, ХРЮ-ХРЮ); названия литературных жанров
(рассказ, сказка, стихотворение).
Ход урока:
Организация учащихся на работу.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
Проверка домашнего задания.
Молоко пьет
Песенки поет.(кошка)
Хвостиком виляет
На прохожих лает. (собака)
- Кто это, ребята?
- Героями какой сказки являются котенок и щенок?
(«Хорошо спрятанная котлета»)
- Кто написал эту сказку? (Григорий Остер)
- Каким было домашнее задание? (Чтение по ролям сказки)
Чтение учащимися
сказки по ролям.
- А сегодня герои сказки у
нас в гостях. Давайте поможем этим куклам стать героями нашей сказки.
Инсценирование сказки с
использованием героев кукольного театра.
- Молодцы, ребята, вы
хорошо справились с домашним заданием.
3.Сообщение
темы урока.
- Ребята, скажите мне, а
поросята умеют разговаривать? (Нет, не умеют)
- А вот у Леонида
Пантилеева есть рассказ, который называется «Как поросёнок говорить научился».
4.Первичное
восприятие текста (чтение учителем).
- Сейчас я вас прочту это
произведение, а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: «Кто учил
поросенка говорить?» (Поросенка учила говорить девочка).
5.Вторичное
восприятие текста (самостоятельное чтение учащимися).
- А сейчас вы сами ещё раз
перечитаете произведение и ответите на вопрос: «Кто основные герои
произведения?» (основными героями произведения являются: девочка, поросенок,
автор).
6.Беседа по
содержанию.
- Какими словами начинается
произведение? (Однажды я видел, как одна совсем маленькая девочка учила
поросенка говорить).
- От чьего имени идет
повествование? (Повествование идет от лица автора).
- Как автор описывает
девочку? (Девочка была маленькая, но очень старательная).
- Какой вы её себе
представляете? (ответы детей).
На доску вывешивается модель
девочки.
- Какими словами автор
описывает поросенка? (Поросёнок был умный и очень послушный, но говорить на
человеческом языке совсем не умел)
На доску вывешивается модель
поросенка.
- Как девочка обращалась к
поросенку? (Она говорила ему: «Поросеночек, скажи пожалуйста»).
- О чем это говорит? (Это
говорит о том, что девочка очень любила поросенка. Она была очень доброй и
вежливой девочкой.)
- Перечитайте произведение
ещё раз и ответьте мне на такой вопрос: «Какие слова девочка просила сказать
поросенка?» (Она просила его сказать следующие слова: мама, папа, дерево,
цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю)
На доску вывешиваются слова
написанные на карточках.
- Можно ли эти слова
объединить в пары? По какому признаку? (Да, эти слова можно объединить в пары по
признаку принадлежности их к следующим обобщающим словам: мама и папа – семья,
дерево о цветочек – растения, здравствуйте и до свидания – добрые, вежливые
слова.)
- Что отвечал поросенок
девочке на её вопросы? (Он отвечал ей: «Хрю-хрю»)
- Что можно сказать о
характере автора? (Автор был человеком добрым, внимательным.)
- Что заставило автора
вмешаться в разговор? (Ему стало жалко девочку.)
- Как автор решил помочь
девочке? (Он решил ей подсказать слово, которое поросенок смог бы сказать.)
- Какое слово девочка
попросила сказать поросенка по совет автора? (Это слово: «Хрю-хрю»)
- Почему именно это слово
автор посоветовал девочке разучить с поросенком? (Потому, что это слово является
для поросенка родным. Поросята именно так и говорят.)
- Что ответил поросенок?
(Ответил: «Хрю-хрю»)
- Как отреагировала девочка
на его ответ? (Она очень обрадовалась.)
- Что она сказала при этом?
(Она сказала: «Ну наконец-то научился»)
- Как вы думаете, научился
ли поросенок говорить? (Нет, поросенок говорить не научился.)
- Какой момент самый
эмоциональный в произведении? (Момент, когда поросенок ответил девочке то, что
она просила.)
7.Определение
жанра литературного произведения.
- К какому литературному
жанру можно отнести это произведение? (Это рассказ.)
- Что нужно изменить в
рассказе, чтобы сменился литературный жанр? (Если поросенок ответил девочке на
её вопросы человеческим языком)
8.Пересказ
рассказа по модели.
- Сейчас вы попробуете
пересказать рассказ по модели, данной на доске.
9.Пересказ
рассказа в парах.
- Сейчас вы по очереди
будете пересказывать рассказ друг другу.
10.Подведение
итога урока.
- Сейчас мы с вами проявим
все свое творчество и попробуем сделать титульный лист для этого рассказа. Нам
нужно создать такую обложку для книги, чтобы она была красочной и интересной. В
верхней строке мы должны указать имя и фамилию автора. В нижней строке название
рассказа. Остальное место на листе должна занимать иллюстрация. Какой момент вы
предлагаете изобразить на обложке? (Ответы детей).
11.Домашнее
задание.
- Дома попробуйте
пересказать рассказ от лица поросенка, девочки.