Разве они пролетят без следа?

Нет, не забудет никто никогда

Школьные годы...

Домашняя Вверх О себе Фото

Домашняя Вверх Оглавление

 

 

[В стадии разработки]

Домашняя
Вверх

Скачать версию для печати

 Из истории Афганистана

(реферат ученицы 11 класса Сахаровой Ольги)

Афганистан занимает площадь в 640 тыс. кв. км., т. е. территорию чуть больше Франции, и граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией на севере, с Ираном на западе, с Пакистаном на востоке и юге, кроме того, на востоке имеет небольшую, всего в несколько десятков километров, границу с Китаем. Более трети его территории занимают высокие горы, некоторые из них превышают 7 тысяч метров. По данным на 1979 год, население Афганистана насчитывало 15 миллионов человек и состояло из множества этнических групп. Главным фактором национального единства страны является ислам. Афганистан на 99% состоит из мусульман, в т.ч. числе 80% принадлежат к суннитской и 20% - к шиитской ветви ислама. Именно ислам определял ритм повседневной жизни Афганистана, как в городах, так и в провинциях. В Афганистане, стране по преимуществу сельской, в 1979 году был лишь один крупный город с населением более 500 тыс. жителей. Другим фактором, способствующим сплоченности жителей Афганистана, была многолетняя традиция сопротивления любым завоевания страны извне. Афганцы противостояли вторжению монголов, потом русских. В середине XIX века Афганистан попал под английскую опеку, которая существовала вплоть до 1919 года. Пока Англия и Россия, сталкивая между собой народы Центральной Азии, боролись за господство в этом регионе, афганская монархия всегда старалась утвердить свою относительную независимость. Успешный захват власти в 1963 году шахом Захиром ускорил процесс культурного, экономического и политического обновления страны. Начиная с 1959 года женщинам было уже необязательно носить чадру, они могли посещать школы, а университеты стали смешанными.

 Советский Союз с Афганистаном связывали давние узы. В апреле 1919 года афганский король Аманулла-хан установил дипломатические отношения с новыми московскими властями, что позволило им открыть 5 консульств. 28 февраля 1921 года были подписаны мирный договор и соглашение о сотрудничестве, после чего Советский Союз принял участие в создании в Афганистане линии телеграфной связи. Ежегодная субсидия, выплачиваемая шаху Советским Союзом, составляла 500 тыс. долларов. Все эти шаги свидетельствовали о намерениях советских руководителей не только обеспечить противовес английскому влиянию в Афганистане, но и распространить революцию на страны, находившиеся под колониальным и полуколониальным господством. Тем временем советские войска под командованием М.В.Фрунзе аннексировали в сентябре 1920 года Бухарское царство, входившее одно время в территорию Афганистана. Одновременно Красная Армия расширяла военные операции против местных дехкан – так называемых басмачей, упорно не желавших мириться с русским, а позднее большевистским господством в этом азиатском регионе. Окончательное присоединение этого региона произошло в 1924 году, хотя и после этого борьба не затухала, а миллион басмачей нашли пристанище в Афганистане. И лишь в 1933 году Красной Армии удалось, наконец, окончательно подавить сопротивление басмачей. Тем временем уже ощутимо чувствовалось влияние коммунистов на правящие круги Афганистана; немало афганских офицеров направлялись в военные учебные заведения СССР. Параллельно занимались подпольной деятельностью и так называемые советские дипломаты и специалисты: за подобную деятельность были высланы из страны один военный атташе и несколько инженеров. Существует свидетельство присутствия в Афганистане и агентов ГПУ, в частности, Георгия Агабекова, сотрудника ЧК с 1920 года, который был внедрен в Иностранный отдел, став, таким образом, нелегальным резидентом сначала в Кабуле, а затем в Стамбуле, где продолжал заниматься Афганистаном вплоть до своего разрыва с ГПУ в 1930 году. В 1929 году Аманулла приступил к проведению аграрной реформы. Одновременно велась и антирелигиозная кампания. Законы были скопированы с законодательной системы турецкого реформатора Кемаля Ататюрка и послужили причиной крестьянского восстания под руководством «сына водоноса», Бачаи Саккао, которое и свергло режим Амануллы. Поначалу Коминтерн воспринял это восстание как антикапиталистическое. Позже СССР помог войскам прежнего режима под командованием афганского посла в Москве Гулям-Наби-хана вновь вернуться в Афганистан. Советские войска (отборные ташкентские соединения, поддерживаемые с воздуха русской авиацией) в афганской военной униформе вошли в Афганистан. Пять тысяч афганцев, представлявших правительственные вооруженные силы, были убиты, любого попадавшегося на пути мирного крестьянина казнили на месте. Аманулла-хан и Гулям-Наби-хан бежали за границу, на том советская помощь прекратилась. Тогда во главе афганской армии встал спешно вернувшийся, из Франции, где жил в изгнании, Надир-шах; знать и племенные старейшины провозгласили его законным монархом, а «сын водоноса» Бочаи Саккао, поначалу скрывавшийся, был арестован и казнен. Надир-шах пытался договориться как с англичанами, так и с Советским Союзом. Его признали и выслушали в Москве – в обмен на обещание с его стороны прекратить поддержку мятежных басмачей. Предводители басмачей Ибрагим-бека силами афганской армии оттеснили на территорию СССР, где он был арестован и казнен. Новый договор о ненападении между Кабулом и Москвой был подписан 24 июня 1931 года. Надир-шах погиб от руки какого-то студента, и в 1933 году королем страны стал его сын Захир-шах.

 После 1945 года Афганистан пережил несколько волн «модернизации», плоды которой чувствовались главным образом в столице,- в жизнь претворялись пятилетние и семилетние планы. Были заключены новые соглашения о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. В частности, договор, подписанный в декабре 1955 года, провозглашал принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. А тем временем в Афганистан для оказания помощи в модернизации афганской армии прибывало все больше советников из СССР.

 Принц Мухаммед Дауд, двоюродный брат короля и премьер-министр, находился у власти с 1953 по 1963 год и, отстраненный от власти Захир-шахом в 1963 году, поднял мятеж, и в 1973 году при поддержке офицеров-коммунистов ему удалось совершить государственный переворот. Все же Дауд отстранил в 1975 году коммунистов от власти и заключил новые торговые соглашения со странами Восточного блока, а также с Ираном и Индией. Отношения с СССР стали ухудшаться, а во время официального визита в Советский Союз он поссорился с Брежневым и попытался укрепить экономическую независимость своей страны. Однако дни его были сочтены, и 27 апреля 1978 года Дауд был свергнут.

 …27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством группы офицеров-членов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) и организации Объединенный фронт коммунистов Афганистана (ОФКА) – произошла, как было объявлено на весь мир … революция. Там её назвали Саурской, у нас - Апрельской. Революция свершилась в условиях тяжёлого наследия прошлого. По состоянию экономического развития на 1977 год Афганистан занимал 108-е место из 129 развивающихся государств. Страна как бы «замерла» на стадии феодализма с глубокими пережитками родоплеменных устоев и общинно-патриархального уклада жизни. В то время почти 90 % её населения проживало в сельской местности, находилось под властью феодалов, племенных вождей, мулл и других эксплуататоров. Рабочий класс в стране практически отсутствовал. Около 3 миллионов афганцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Основная масса населения была неграмотна.

 В духовной жизни повсеместно властвовал ислам, причём в его наиболее консервативных формах. Ко всему прочему страна - многоязычная и разноплемённая, без сложившейся единой нации -раздиралась национально-этническими и феодально-междоусобными распрями.

 Численность компартии к моменту военного переворота была невелика – около 18 тысяч членов, из которых около 5 тысяч находилось в вооруженных силах. Они распределялись по мелким ячейкам, приспособленным к работе в нелегальных условиях; отсутствовал аппарат ЦК и учет членов партии; принципы демократического централизма не соблюдались; еще не была создана система политической учебы кадров, в результате чего их теоретический уровень был крайне низок. У партии не было легального печатного органа; отсутствовал опыт проведения агитационно-массовой работы; молодежная, профсоюзная, и женская организации находились в зачаточном состоянии.

 Руководители НДПА скрывали от советской стороны свои планы по свержению Дауда и тем более не советовались с нами по этим вопросам, т.к. были уверены, что в Москве негативно отнеслись бы к их намерениям.

 30 апреля 1978 года Военный революционный совет объявил декрет №1. В нем говорилось, что он передает свои полномочия Революционному совету, который объявляется высшим органом госвласти Афганистана, и вливается в его состав. Афганистан объявляется Демократической Республикой (ДРА). Главой гос-ва и премьер-министром назначается Н.М. Тараки, его заместителем в партии и гос-ве – Б. Кармаль, Х. Амин – 1-м заместителем и министром ин.дел.

 1-ми указами Ревсовета ДРА были сформированы правительство и судебные органы, назначены новые губернаторы провинций, командиры корпусов и дивизий.

 Сообщение о вооруженном восстании 27 апреля 1978 года в Кабуле было встречено в частях афганской армии в основном позитивно. Военные организации «Хальк» и «Парчам» в дивизиях, расположенных в провинциях, сумели изолировать старших офицеров – сторонников М. Дауда и не допустить переброски верных ему подразделений в столицу. В частях проводились многочисленные митинги в поддержку революции, военнослужащие принимали участие в очищении гос.аппарата от наиболее реакционных чиновников, входили в специальные группы муниципальных властей, контролировавшие справедливость цен на базарах. Некоторые офицеры были назначены на посты губернаторов и начальников уездов. В сформированное после революции правительство вошло 3 кадровых военных ((М.А.Ватанджар – зам.премьера и министр связи, А. Кадыр – министр обороны, М. Рафии – министр общественных работ), а в Ревсовет – 5.

 9 мая 1978 года была оглашена Программа «Основные направления революционных задач», которая предусматривала: проведение коренных социально-экономических преобразований, уничтожение феодальных и дофеодальных отношений; ликвидацию всех видов угнетений и эксплуатаций; демократизацию общественной жизни; уничтожение национального гнета и дискриминации; провозглашение равноправия женщин; укрепления госсектора в экономике страны; повышение жизненного уровня населения; ликвидацию неграмотности и безработицы; контроль над ценами; устранения влияния империализма и неоколониализма в экономике, политике, культуре и идеологии.

 В области внешней политике провозглашались: проведение миролюбивой политики неприсоединения, позитивного нейтралитета, борьба за всеобщее разоружение, поддержка национально - освободительных движений, укрепление дружбы, добрососедства и сотрудничества со всеми соседними с Афганистаном странами.

 При этом приоритет отдавался укреплению традиционно-дружественных связей с СССР, к которому у афганского народа было самое благожелательное отношение как к великому северному соседу.

 НДПА подошла к апрелю 1978 года недостаточно окрепшей идейно и организационно, не имея твердой политической платформы и широкого влияния в народе.

 В течение 2-х лет в стране была предпринята попытка проведения социально-экономических преобразований.

 Однако в практической деятельности руководителей и органов НДПА в центре и на местах имели место значительные перегибы и ошибки, которые крайне негативно повлияли на дальнейший ход развития событий. Объявлялось, что через 5 лет будут созданы основы социализма, гос-во диктатуры пролетариата (без пролетариата в стране!).

 Афганские революционеры во главе с Н.М. Тараки все чаще стали говорить о «Великой Саурской революции», уподобляя ее октябрьской революции в России, утверждали о «Неделимости власти», отвергая под этим предлогом идею союза всех национально-демократических сил; переоценивали революционность крестьянства и не учитывали враждебный настрой некоторых прослоек буржуазии, религиозных деятелей; недооценивали значение национального вопроса. Нельзя не отметить, что среди военных и партийных деятелей Афганистана (тех, кто начал Апрельскую революцию) было много людей очень страстных, искренне веривших в её идеалы, идущих на жертвы ради счастья своего народа. Это были революционеры, искренне жаждавшие посвятить свои жизни делу революции, не преследуя при этом личных, корыстных целей. Имелось немало партийцев, которым пришлось вести борьбу… против своих отцов, братьев, родственников. Однако они не обладали опытом проведения экономических преобразований и управления государством. Среди руководителей НДПА также не нашлось подготовленных политиков и государственных деятелей. К сожалению, советской стороной в лице дипломатов, партийных и военных советников на этом этапе также были допущены серьёзные ошибки и просчеты, как в оценках характера революции, так и в деле оказания помощи Афганистану.

 Сразу после Апрельской революции по просьбе афганского руководства из Советского Союза срочно командировали различных специалистов для работы в качестве советников в ЦК НДПА, министерствах и ведомостях Афганистана. Цель была одна – оказывать всестороннюю помощь, в первую очередь в разработке программных документов, планировании социально – экономического развития республики, проведении аграрной политики. Заключено соответствующее соглашение. В армии количество наших военных советников увеличилось в 4 раза. Ввиду экстренного формирования советнического корпуса в его составе оказались люди, которые никогда не занимались проблемами Афганистана, об исламе имели смутное представление, о состоянии афганского общества были осведомлены в самых общих чертах. Они были детьми нашей системы, воспитанными на определённых идеалах и представлениях. Многие впервые столкнулись с чужим для нас строем, мышлением, традициями и устоями, поэтому часто терялись в простейших ситуациях, допускали элементарные просчеты. Ущерб был большой. Многие афганские деятели, в том числе из руководства, передоверив дела советским представителям, сосредоточились на фракционной деятельности, борьбе за власть.…

 В апреле 1978 года было провозглашено, что революция в Афганистане совершена во имя «защиты принципов ислама и демократии», патриотическое духовенство призывалось к сотрудничеству с новой властью. НДПА подходила к исламу как к анахронизму, способному отражать интересы исключительно эксплуататорских классов, особенно феодально-клерикальных кругов, не учитывая, что ислам был мировоззрением большинства населения. В частности, не поведя необходимой подготовительной работы, партия объявила врагом номер один «Братьев – мусульман». Не приняв должных мер по разоблачению в глазах народа исламских авторитетов, выступивших против правительства, режим стал проводить в отношении их жесткие репрессивные меры. При этом многие служители культа расстреливались на глазах верующих. Подобная практика возводила их в число «шахидов» - мучеников за веру, что наносило прямой ущерб авторитету госвласти. … Процесс прогрессивных преобразований в Афганистане развивался в неблагоприятных внешнеполитических условиях. Наиболее остро складывались отношения с Пакистаном. В военных кругах Исламабада в этот период в практическом плане изучалась возможность прямого вооруженного вмешательства с целью свержения правительства Тараки.

 Оказавшие и прежде поддержку афганской антиправительственной эмиграции пакистанские лидеры уже в конце 1978 – начале 1979 годов начали предпринимать попытки консолидировать контрреволюционные силы в рамках единого «фронта». Возникшие на территории Пакистана многочисленные лагеря беженцев стали активно использоваться в качестве баз подготовки и снабжения боевых формирований оппозиции. Начались поставки вооружения для мятежников из КНР. Активизировали работу с афганской оппозицией в Пакистане и американские спецслужбы.

 Противники НДПА за пределами Афганистана развернули против нее бурную деятельность. В частности, быстро расширялись масштабы разносторонней помощи мятежникам. В западных странах образовалось большое количество различных союзов, бюро и др. организаций «общественности, обеспокоенной положением афганского народа».

 В марте 1979 года произошли важные события, которые серьезно повлияли на всю обстановку в стране и имели далеко идущие последствия. В Кабуле был похищен американский посол Адольф Даббс и в качестве заложника помещен в гостинице под охраной похитителей. Похитители (члены группы «Национальный гнет» маоистского толка) потребовали от правительства освободить в обмен на посла 3 своих членов, находящихся в тюрьме. Однако их условия не были приняты. Под давлением Х. Амина служба безопасности штурмом овладела гостиницей. В завязавшейся перестрелке посол был смертельно ранен. Это происшествие стало поводом для резкого изменения курса США в отношении Кабула. Помощь США Афганистану была практически сведена к 0. Из страны отозваны почти все американские сотрудники.

 15-20 марта вспыхнул контрреволюционный мятеж населения в Герате, в котором принимали активное участие подразделения воинского гарнизона. Мятеж подавлен с помощью верных правительству войск. Во время этого мятежа погибли 2 советских гражданина.

21 марта – раскрыт заговор в Джелалабадском гарнизоне. Арестовано около 230 заговорщиков – военнослужащих. Наша сторона, однако, не отрицала, что может оказать помощь Тараки военными советниками и более эффективным обучением контингента новой революционной армии.

 …Наш народ отмечал светлый День Победы, а в ДРА (движение революции Афганистана) 9 мая вспыхнули массовые антиправительственные вооруженные выступления в провинциях Пактика, Газни, Пактия, Нангархар, Кунар, Балх, Кабул. Во всех районах их подавили войска правительства.

 Главный военный советник в ДРА генерал-лейтенант Л. Н. Горелов между тем (как и другие представители компетентных органов в Кабуле) выполнял свои штатные служебные обязанности, согласно которым он должен был информировать руководство обо всех происходящих событиях в ДРА. Он не мог не сообщать в Центр ту или иную информацию, даже в том случае, если она и не всем нравилась. Кстати всё тот же Горелов (его срочно вызвали в Москву) на заседании комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану твердо заявил: несмотря на все просьбы Н.М. Тараки и Х.Амина нельзя усиливать военное присутствие СССР в ДРА. В июне же он был вынужден по долгу службы передавать и такое донесение.

 В середине 1979 года заметно осложнилась обстановка на афгано–пакистанской границе. Число афганских беженцев, покидавших страну из–за участившихся случаев вооруженного сопротивления, значительно возросло и достигло 100000 человек. Их наиболее реакционная часть была использована представителями ИПА, ИОА, другими исламскими организациями для пополнения своих рядов, создания новых боевых.

 Осложнению обстановки способствовала и агитационная деятельность контрреволюции по привлечению кочевников, поощрение вооруженных набегов на афганскую территорию из Пакистана. Тараки Амин усиливали давление на советскую сторону. В сентябре 1979 года во время последней встречи с руководством СССР в Москве Тараки был ещё раз предупрежден о неблаговидной деятельности Амина. Он обещал принять незамедлительные меры, но было уже поздно. По прибытии в Кабул сам убедился: в партии произошел окончательный раскол. На пленуме ЦК НДПА в середине сентября 1979 года Нур Мухаммед Тараки и его сторонники были вновь, как бы официально сняты со всех постов и исключены из партии. Генеральным секретарем стал Х.Амин.

 Наиболее жестокий характер приобрели события в стране после совершенного государственного переворота.

 Основным методом решения всех вопросов стал метод насилия, Амин пытался даже обосновать это: «У нас 10 тысяч феодалов. Мы уничтожим их, и вопрос решен. Афганцы признают только силу». Сначала Амин приступил к физической ликвидации всех, кто когда-либо выступал против него или выражал хотя бы малейшее недовольство, а так же кто пользовался авторитетом в партии и мог в перспективе составить ему конкуренцию. Фактически шла охота на парчамистов и халькистов – сторонников уничтоженного Тараки. Итак, уничтожали не только феодалов.

 В последующем началась борьба буквально против всех и вся, что могло привести к полному физическому истреблению национально-патриотических и прогрессивных сил Афганистана. При этом убийства ни в чем не повинных людей приобрели массовый характер, что повлекло за собой резкое увеличение потока беженцев в Пакистан и Иран (расширялась социальная база оппозиции). Многие видные деятели партии и государства, а так же большинство парчамистов, в том числе и Кармаль, тоже были вынуждены эмигрировать из страны.При этом Амин стремился переложить на советскую сторону вину за свои беззаконные действия, заявляя, что эти шаги афганского руководства предпринимаются якобы по её рекомендации. Хотелось бы подчеркнуть и то обстоятельство, что Амин после переворота особенно заботился о своей безопасности.

 …Все эти обращения, как только потом выяснилось, имели целью поправить положение за счет Советского Союза. Но в 1979 году такие просьбы, конечно, оказывали определенное влияние на наше руководство, формировали его взгляды.

 После прихода к власти Амина и убийства им Тараки перед советским руководством встала проблема – как быть дальше?

 На разработке советской политики в отношении ДРА, в том числе на принятие решения о вводе войск, безусловно сказывались реалии и оценки международной обстановки того времени. Вызывало озабоченность также и то, что исламские фундаменталисты в тот период стали все чаще заявлять о том, что в случае прихода к власти они намерены перенести борьбу «под зеленым знаменем джихада» на территорию советских среднеазиатских республик, возродить басмачество.

 Всё это свидетельствовало о том, что к ноябрю1979 года в Афганистане сложилась драматическая военно-политическая обстановка. По согласованию с Х.Амином в декабре 1979 года для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома Баграм в Афганистан были переброшены два советских батальона. Постепенно руководство СССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина очень сложно или вообще невозможно.

 В первых числах декабря 1979 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов сообщил узкому кругу должностных лиц из числа высшего военного руководства, что в ближайшее время будет, очевидно, принято решение о применении советских войск в Афганистане. При этом возражения начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза Н. В. Огаркова, попытка доказать… ни к чему не привели.

 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Л. И. Брежневым было принято решение об оказании ДРА военной помощи «путем ввода на его территорию контингента советских войск». Руководство Генерального штаба ВС СССР считало, что наше военное присутствие приведет к усилении мятежного движения в стране, которое в первую очередь будет направлено против советских войск. Что, кстати, затем и произошло. Однако это мнение не было взято в расчет. Состоявшийся затем в июне 1980 года пленум ЦК КПСС полностью и единодушно одобрил решение Политбюро.

 Мы не хотели увеличивать численность своего контингента, ни втягиваться в серьезные военные действия. Да и разместились наши войска в основном гарнизонами в городах. В то же время следует заметить, предпринимая такой шаг, советское руководство исходило из того, что была опасность вмешательства империалистических сил в дела Афганистана, которое могло создать угрозу безопасности наших южных границ.

 Главная цель нашего военного присутствия определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были стать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия. Им действительно предписывалось повсеместно оказывать помощь местному населению в защите от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. К сожалению, реальная действительность в Афганистане не позволила выполнить эту установку, что привело затем к тяжелым последствиям.

 …На совещании руководящего состава МО СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов неожиданно объявил, что принято решение удовлетворить просьбу правительства Афганистана о вводе в эту страну советских войск. В тот же день была направлена директива, в которой войскам определялись конкретные задачи на ввод и их размещение на афганской территории. В ней было и такое объяснение событий: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию ДРА в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…»

 Ввод советских войск на территорию Афганистана первоначально был воспринят населением, особенно бедняками, без всякой враждебности. Люди охотно шли на контакты с советскими военнослужащими, проявляли интерес к жизни в Советском Союзе. Народ ДРА, очевидно, надеялся, что наши войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну мир и спокойствие.

 В ходе марша боевых колонн при их остановках в районе населенных пунктов возникали импровизированные митинги.Особенно дружелюбно к советской Армии были настроены солдаты армии ДРА, а также члены комитетов защиты революции. В выступлениях на митингах афганские военнослужащие благодарили за военную помощь наших солдат и выражали готовность к боевому сотрудничеству. Скандировались лозунги боевой советско-афганской дружбы. Вместе с тем зажиточные слои населения к советским войскам относились настороженно, в контакты не вступали. Имели место и отдельные враждебные проявления. Отмечались, в частности, случаи обстрела некоторых советских машин на марше (в основном отставших). К тому же наши войска стали подвергаться огневому воздействию со стороны отдельных отрядов вооруженной оппозиции, и вынуждены были отвечать.

 10 января 1980 года состоялся пленум ЦК НДПА, объявивший состав руководящих органов республики. Новое правительство возглавил Б. Кармаль, который стал также Генеральным секретарем ЦК НДПА и председателем Революционного совета. События 27 декабря 1979 года (свержение аминовского правления и приход к власти сил во главе с Б. Кармалем­ ) получили название второго этапа Апрельской революции.

 Первые шаги обновленного руководства давали надежду на то, что оно будет конструктивно решать стоящие перед страной проблемы. Действительно, были приняты меры по ликвидации последствий террора и репрессий. Крестьянам предоставили семена и удобрения, выделили дополнительные кредиты на приобретение сельхозтехники и инвентаря и т.п.

 Ввод советских войск в Афганистан, как быстро выяснилось, не привел к спаду вооруженного сопротивления оппозиции правящему демократическому режиму, на что надеялось наше руководство. Оказывая военную помощь афганской революции, советское руководство переоценило возможное влияние самого фактора ввода в ДРА Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ). Оно недостаточно учло и тот факт, что в результате многовековой борьбы с различными завоевателями в сознании каждого афганца прочно утвердилось представление, что иностранные войска, вошедшие в страну, - это иноземные оккупанты, с которыми надо сражаться. Для этого традиционно все племена имели самостоятельную четкую военную организацию на принципах родоплеменной самообороны. Ополченцы («лашкара») образовывали отряды численностью от десятка до нескольких тысяч человек. Создавались также и межплеменные формирования, в которых использовались самые опытные, сильные и смелые воины. Нередко они действовали как наемники. Именно эти отряды племен стали ядром вооруженных формирований внутренней оппозиции в борьбе с регулярными частями советских и афганских войск. Деятельность душманов щедро оплачивалась зарубежными покровителями, которые снабжали их всем необходимым.

 С вводом советских войск в Афганистан главным, объединяющим, идеологическим и политическим лозунгом антиправительственных сил стал призыв к священной войне «джихад» с неверными. Следует признать, что этот призыв нашел понимание многочисленной части афганского населения, чему способствовала деятельность исламских авторитетов, направленная на придание этому лозунгу патриотичекого, религиозного и в известном смысле социально-классового звучания. Фактически единственной организованной силой, на которую могло опереться новое афганское руководство в своей деятельности по стабилизации обстановки в стране, была афганская армия.

 По нашим рекомендациям правительством ДРА был принят ряд мер по повышению укомплектованности вооруженных сил, их организационному укреплению, по борьбе с дезертирством, которое приобрело массовые масштабы.

 Показные занятия в советских подразделениях проводились и для высшего военного, партийного и государственного руководства ДРА. На таких занятиях присутствовали Б.Кармаль и Наджибулла. Была организована помощь в налаживании службы на сторожевых заставах – выбор места, инженерное оборудование, приспособление позиций для жизни и быта и т.п. Когда советские войска стали участвовать в боевых действиях, осуществлялось практическое обучение афганских военнослужащих своим примером. И все-таки нельзя не признать: боеспособность афганских вооруженных сил оставалась сравнительно низкой.В связи с серьезной дезорганизацией и слабой боеспособностью афганской армии (а зачастую её нежеланием воевать с оппозицией) основную тяжесть вооруженной борьбы с оппозиционными отрядами в начале 80-х годов вынуждены были нести наши войска. В этот период совместно с частями ВС ДРА были подавлены очаги мятежей в районах Файзабада, Талукана, Баглана, Джелалабада и других городов, а также ликвидированы крупные формирования сепаратистов в Нуристане и Хазараджате. …При проведении таких операций выявилось и то, что наши регулярные части, подразделения не в полной мере подготовлены к партизанским действиям мелких мобильных вооруженных групп оппозиции. Они оказались слабо обученными действиям в горно-пустынной местности и показали недостаточную физическую выносливость. Попытки вести боевые действия традиционными способами были малоэффективными. Поэтому наши части перешли в последующем к рейдовым маневренным операциям, как правило, в составе отдельных усиленных батальонов, с широким применением охватов (обходов) и десантированием вертолетами десантно-штурмовых групп. Однако и рейдовые действия регулярных войск не приводили к полному разгрому отрядов вооруженной оппозиции, т.к. многие из них , прекрасно зная местность и пользуясь поддержкой населения, находили пути и возможности увести свои основные силы от преследований и разгрома. В связи с тем, что все операции проводились совместно с афганской армией, планы боевых действий доводились до афганцев, и они сразу же становились достоянием оппозиции. Подтвердились и серьезные недостатки тяжелой современной техники для действий в горах.

 …В первые месяцы 1980 года оппозицией еще делались попытки противостоять войскам достаточно крупными силами. Но уже с лета того же года, в связи с большими потерями в людях, она отказалась от этого и перешла к действиям, главным образом, мелкими группами с использованием партизанской тактики.

 Главным в тактике действий оппозиции были обстрелы войск и населенных пунктов, нападения на посты и мелкие гарнизоны, устройство засад, диверсии на народнохозяйственных объектах, диверсионно-террористические акты против представителей партийно-государственного аппарата и военнослужащих, действия по срыву перевозок на основных коммуникациях страны. Иногда применялись наступательные и оборонительные, боевые действия, большей частью вынужденно (когда пути отхода отрезаны, и избежать открытого боя невозможно). Во всех случаях главное внимание уделялось достижению внезапности, инициативе и самостоятельности командиров отрядов и групп, хорошо поставленной разведке и оповещения о деятельности советских или правительственных войск.

 Во времена Юрия Андропова наши солдаты и офицеры воевали в Афганистане уже лучше. Сказывался опыт боевых действий 3 лет, учёт ранее допущенных ошибок. И все-таки война эта не стала, да и не могла стать легче для советских воинов. Война в Афганистане продолжалась, и бои принимали все более ожесточенный характер. На середину 80-х годов пришелся самый пик военных действий. Советские войска по-прежнему оставались главной силой в противоборстве с вооруженной оппозицией. Именно в этот период были проведены наиболее крупные операции (Панджшер, Кунар, Герат, Пактия, Хост и др.). Особенно тяжелые бои велись против отрядов Ахмад Шаха Масуда в Панджшере и в провинции Кунар.

 Справка

 «Боевые действия в ДРА отличаются размахом и ожесточенностью. В 1985 году была проведена Кунарская операция. В ходе её боевые действия проводились на всем протяжении Кунарского ущелья – от Джелалабада до Барикота (на расстоянии 170 км). Во время операции вертолётами десантировалось более 11 тысяч человек.…

 …В 1985 г. мы потеряли в ДРА 1868 человек (безвозвратные потери). Из них: боевые потери -1552 человека (в т. ч. 240 офицеров); погибло в бою 1194 человека (в т. ч.202 офицера); умерло от боевых ран 358 человек (в т. ч. 33 офицера). К числу безвозвратных относятся и небоевые потери -316 человек (умерло от болезней -62, погибло в автокатастрофах 45, от небрежного обращения с оружием -65, самоубийство -59, погибло и умерло по другим причинам -85). Кроме того:

 - захвачено бандформированиями -36 человек

 -пропало без вести -37 человек».

 Из информации командования 40-й армии, 1986 г.: Вооруженная борьба с оппозицией отнимала много сил и требовала больших материальных затрат. Наши войска несли потери. Однако сломить сопротивление вооруженной оппозиции не удавалось. Потому что в подавляющем большинстве её отряды были не банды вовсе, а местное мятежное население, которое поднялось против ломки родоплеменных устоев и защищало свои интересы.

 Коренные изменения наметились, начиная с октября 1985 года, после первой встречи М.С. Горбачёва с руководством республики. Афганской стороне было прямо сказано о серьезных перекосах и перегибах в практике НДПА и рекомендовано пересмотреть, перестроить свою политику, скорректировать стиль работы в массах, главное внимание уделить расширению социальной базы нового строя, а также укреплению вооруженных сил. СССР заявил о твердом намерении вывести войска из Афганистана.

 Когда этот вопрос был поставлен, реакция с афганской стороны была в основном отрицательной. Но, на XVIII Пленуме ЦК НДПА (май 1986 г.) на пост Генсека партии вместо Кармаля был избран Наджибулла. Началось очищение политической доктрины партии от наслоений догматизма и подражательства, вследствие чего стала остро ощущаться потребность в более радикальном изменении всей внешней и внутренней политики НДПА. И партией в это время была выработана стратегия, призванная положить конец внутреннему конфликту в стране, а именно политика национального примирения (ПНП). …Чрезвычайный Пленум ЦК НДПА (декабрь 1986г) официально провозгласил эту принципиально новую установку на национальное примирение и прекращение братоубийственной войны. Он объявил, что основной упор будет сделан на решение проблем Афганистана политическими методами. При этом национальное примирение рассматривалось как этап развития национально-демократической революции, особый вид политического компромисса, в котором в одно неразрывное целое сливаются задачи установления демократического строя, прекращения войны и ускорения социально-экономического развития в условиях многопартийности, коалиционных форм правления, многоукладности в хозяйственной жизни, сохранения статуса нейтрального неприсоединившегося Афганистана.

 …В знак искреннего стремления к общенациональному миру и согласию Ревсовет в 1987 году специальным указом объявил об освобождении из тюремного заключения лиц, находившихся под стражей, но давших слово не совершать враждебные действия против режима. Ревсовет подтвердил, что все граждане Афганистана, волею судеб оказавшиеся в стане его врагов или покинувшие страну в результате гонений и обмана, но осознававшие свой патриотический долг и сложившие оружие, будут прощены родиной и народом. Политика национального примирения (ПНП) вначале с энтузиазмом была воспринята народом, уставшим от многолетней войны. У части руководителей антиправительственных сил появились колебания и сомнения в целесообразности продолжения боевых действий. Усилились разногласия и соперничество между лидерами внешней оппозиции, а также обострились противоречия между полевыми командирами различной партийной принадлежности и их руководством за рубежом.

 Наджибулла развернул работу по укреплению вооруженных сил, местной администрации, расширению социальной базы народной власти. Афганское руководство взялось за решение социально-экономических проблем, обратившись к нуждам всего народа. Позиции госвласти стали соответственно крепнуть.

 В условиях национального примирения резко расширились и возросли миротворческие функции армии. Это – и защита населения, и помощь в строительстве и ремонте важных объектов (асфальтобетонного завода в Кандагаре, ЛЭП и др.), школ, больниц, мечетей, дорог, а также участие в сельскохозяйственных работах. К этим функциям, кроме того, добавилась работа с беженцами, раздача безвозмездной помощи, более широкая агитационно-пропагандисткая работа в кишлачной зоне. Все это осуществлялось в ходе совместных действий спецпропагандистких отрядов советских войск и афганской армии. В это время советские войска пытались прекратить активные боевые действия, перенести акцент на службу прикрытия, охрану коммуникаций, оборону важнейших стратегических пунктов. Принимали активное участие в проведении ПНП. По решению Советского правительства ещё осенью 1986 года шесть боевых частей были выведены с территории Афганистана. Однако и в этот период частям 40-й армии по просьбе афганского руководства в некоторых случаях все же приходилось участвовать в совместных операциях против непримиримой вооруженной оппозиции («Магистраль», вокруг Кабула), а также вести боевые действия против караванов, доставляющих оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана для отрядов контрреволюции.

 Крупнейшим событием в жизни партии на этом этапе стала конференция по национальному примирению, проведенная 18-20 октября 1987 года и утвердившая новую редакцию «Программы действий». Конференция резко поставила вопрос о единстве партийных рядов, показала сквозь призму острых практических задач, что если НДПА не укрепит свои ряды, она не выдержит напора вооруженной оппозиции. На основе принципов примирения в ноябре 1987 года была проведена Лойя джирга, избравшая президента республики – Наджибуллу сроком на семь лет, изменив развернутое название страны – убрав слово «демократическая» Получилось: «Республика Афганистан» (РА). Лойя джирга утвердила конституцию Республики Афганистан, состоящую из 149 статей, сменившую временную конституцию «Основные принципы ДРА», опубликованную ещё в апреле 1980 года. НДПА к тому времени выросла количественно, появились тенденции улучшения её качественного состава и развития организационной структуры. Определенным образом это способствовало усилению влияния партийцев на всех участках хозяйственного и культурного строительства. Заметные шаги были предприняты и в военной области. В декабре 1987 года были легализованы, а затем Указом Президиума Революционного совета РА официально зарегистрированы партии: Революционная организация трудящихся Афганистана (РОТА), Организация трудящихся Афганистана (ОТА), Исламская народная партия Афганистана (ИНПА), Партия крестьянской справедливости Афганистана (ПКСА) и др.

 Но, чтобы быть объективным, необходимо отметить ещё одну особенность обстановки в стране, ставшую следствием ПНП .Многие органы госвласти, части и подразделения ВС ДРА и сил безопасности (в особенности на местах) с начала 1987 года заметно снизили интенсивность борьбы с контрреволюцией. Во многих случаях стали занимать выжидательную позицию, перекладывая всю тяжесть вооруженной борьбы на советские войска. Низкие результаты политики национального примирения во многих провинциях помимо активного противодействия контрреволюционных сил, объяснялись также пассивностью, а зачастую и нежеланием партийного и государственного руководства практически всех уровней вести активную борьбу по претворению в жизнь ПНП за расширение зоны влияния госвласти. Пассивность проявляли также афганские вооруженные силы. В ходе боевых действий афганские подразделения должной активности и настойчивости не проявляли, старались избегать боестолкновений с мятежниками. И наши парни, искренне веря, что они защищают революцию, выполняют интернациональную миссию, снова принимали удар… на себя. При этом примеры героизма и самопожертвования, что не отрицала даже оппозиция кабульскому режиму, были массовыми. Приведем здесь лишь некоторые. И не только за 1987 год. …Подразделение под командованием лейтенанта Николая Кузнецова помогало афганской роте очищать кишлак от крупной банды. Бой разгорелся жестокий. Во время обходного маневра Н.Кузнецов с группой воинов попал в засаду. Необходимо было действовать быстро и решительно. Молодой офицер с несколькими солдатами стал прикрывать отход группы. Мятежники атаковали с разных направлений, непрерывно. Взрывы мин, гранат, сплошной свинцовый дождь над каменным утесом, из-за которого разили бандитов Кузнецов, отстреливаясь до конца, взорвал себя последней гранатой. За этот подвиг ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 В одном из боев Г.Алимусаев под прицельным огнем противника обезвредил 30 мин и, уже получив ранение, вынес в безопасное место тяжело раненого товарища. Разве не вправе мы восхищаться мужеством, героическим поступком рядового А. Панфилова! Воин-интернационалист находился на дороге, когда от прямого попадания снаряда транспортная автомашина с боеприпасами вспыхнула огромным факелом. Кругом же были сотни людей. Не думая о себе, Панфилов вскочил в горящую кабину, сумел запустить двигатель, дал полный газ. Машина взлетела на воздух в стороне… 14 апреля 1988 года при посредничестве ООН Женевские соглашения, были подписаны министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и в качестве гарантов их выполнения – СССР и США. Самым существенным в этих соглашениях было то, что они в принципиальном плане давали возможность решить главный вопрос афганской ситуации – прекращение вооруженного или другого вмешательства в дела Афганистана извне.Двухсторонним соглашением о принципах взаимоотношений было определено, что Афганистан и Пакистан берут на себя обязательства:

 - обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась кем-либо для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической и общественной стабильности другой стороны;

 - воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности;

 - не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий;

 - не допускать какой-либо помощи, использования лили терпимости в отношении террористических групп;

 - не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, снаряжения и вооружения лиц политических и этнических групп в целях ведения подрывной деятельности;

 7 апреля 1988 года министр обороны подписал директиву, в которой говорилось: « …вывод войск в случае подписания женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном осуществить согласно утвержденному плану с 15 мая 1988 года по 15 февраля 1989 года в два этапа…». Далее определялся порядок вывода войск и обеспечение их безопасности. На основании этой директивы командованием ОКСВ было принято решение и спланирован вывод соединений и частей из РА. После подписания документов в Женеве началось практическое выполнение этих планов.

 Советские войска из Афганистана выводились по двум направлениям – через Кушку и Термез. При этом соблюдались поэтапность и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50,2 тыс. человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара.

 Были заранее предусмотрены: усиление охраны коммуникаций путем выставления дополнительных блокирующих групп за счет ряда воздушно-десантных частей, других соединений и частей; упреждающие огневые удары авиацией и артиллерией по обнаруженным районам развертывания огневых средств противника. Прилегающие к участкам ночного отдыха войск районы местности интенсивно и постоянно подсвечивались авиацией, что исключило скрытое проникновение отрядов мятежников.

 Принятыми мерами удалось обеспечить организованное совершение марша без происшествий. Были исключены обстрелы и провокации со стороны контрреволюции.

 … Советский Союз и Афганистан полностью и точно выполнили взятые на себя в Женеве обязательства.

 После 1-го этапа вывода советские войска остались только в 6 провинциях Афганистана. Они сосредоточили основные усилия на оказании помощи ВС РА в удержании важнейших административных центров, авиационных баз и коммуникаций, а также поддержке афганской армии в борьбе с непримиримой оппозицией в различных районах страны. Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) сократился наполовину.

 С начала вывода советских войск вооруженная оппозиция усилила давление на существующий режим, активизировала боевые действия, эффективнее стала вести пропагандистскую работу по разложению и деморализации НДПА, госаппарата и вооруженных сил РА, а также предприняла ряд акций с целью захвата власти в провинциях Кунар, Нангархар, Пактия, Пактика, Логар, Вардак и Кандагар. Однако все эти попытки были пресечены.

 С завершением первого этапа вывода 40-й армии вторично провел массированное давление с целью попытаться овладеть рядом населенных пунктов. На этот раз ему удалось захватить Кундуз(на непродолжительное время), Ханабад, Бамиан и Талукан. При этом главной причиной поражения правительственных войск во всех случаях была низкая их устойчивость и предательство, переход на сторону контрреволюции отдельных подразделений, а также отказ от борьбы с оппозицией и сдача постов безопасности без боя. Как утверждают на Западе, не только русские обучали афганцев на территории самой республики. В 1986-1987 годах в различных провинциях Афганистана на стороне контрреволюции отмечалась активная деятельность арабских советников, специалистов и наемников. Общее же руководство арабами осуществлял «центр службы арабов» в Пешаваре. Из наемников, в основном из Судана и Саудовской Аравии, в районе Джаджи (пров.Пактия) даже был сформирован полк, который принимал непосредственное участие в боевых действиях. Причем – как самостоятельно, так и во взаимодействии с бандформированиями. К примеру, совместная операция подразделений полка «Фатх» (Тери-Мангал) и полка арабов против правительственных войск была проведена в конце мая 1987 года в Пактии.

 Подготовка наемников одно время осуществлялась в учебном батальоне полка ИПА «Танзим-оль-Муменин» (Парачинар). Только в апреле 1987 года в этот батальон прибыло 150 арабов. В условиях нестабильности, деморализации части партийно-государственного аппарата Наджибулла проявил твердость и мужество. На октябрьском (1988 г.) пленуме ЦК НДПА были разработаны мероприятия, направленные на выход из кризисного положения, проведены кадровые перестановки в партгосаппарате и предприняты другие решительные меры с целью улучшения положения в стране и партии. …Советские войска через несколько месяцев должны были покинуть Афганистан. В штабе ОКСВ шла напряженная работа, все делали для того, чтобы второй этап вывода (как и первый) прошел успешно. К изменению военно-политической ситуации не могло не готовиться и афганское руководство. Не все было так просто, однозначно. К примеру, вооруженные силы РА, как мы уже подчеркивали, в достаточной степени были оснащены всем необходимым. Но вместо принятия мер по повышению морально-политического состояния личного состава и усилению контрразведывательной работы, руководство страны взяло курс на их техническое переоснащение. В итоге в тот период афганцы стремились получить от Советского Союза как можно больше качественно новых видов вооружений. Искусственно увеличивая штатную численность всех видов вооруженных сил (армия, МГБ, МВД), они подавали заявки на дополнительные поставки техники и оружия, мотивируя это тем, что процент укомплектованности ВС (относительно штатов) низок. Складывалась парадоксальная ситуация: в Афганистан поставлялось все больше различных вооружений, а укомплектованность ими армии, МГБ, МВД не росла, а даже снижалась. Вместе с тем значительное количество имевшихся «запасов» не использовалось «по причине отсутствия младших специалистов». Вооружение, техника и боеприпасы складировались. Но не дать РА «требуемого», по-видимому, в тот период было уже очень трудно. И, осуществляя плановый вывод войск, мы продолжали оказывать Афганистану немалую помощь. Так, ускоренными темпами осуществлялась подготовка афганских специалистов для народного хозяйства (да и для органов МВД, правопорядка) на территории Советского Союза. Создавались трехмесячные запасы материальных средств в ключевых районах страны. Афганцам передавались военные городки и сторожевые заставы, которые ранее занимали наши войска. Для оперативного решения всех вопросов в середине ноября 1988 года в Кабуле находилась правительственная комиссия. …В соответствии с решением Советского правительства с 15 мая с.г. началось возвращение советских войск из Афганистана на Родину. Решением Инстанции предусмотрено в интересах вооруженных сил РА(МО, МГБ и МВД), передать афганской стороне большие материальные ценности непосредственно из 40 А, в т. ч. И все строения с системами их обеспечения. Плюс создаются некоторые запасы для всех трех видов ВС – МО, МГБ и МВД (боеприпасы, горючее, продовольствие, вещевое и медицинское имущество, дрова, уголь, комплекты инженерной, БТ и автотехники).

 Практика передачи первых военных городков, сторожевых застав в режимных зонах и на магистралях, включая оружие и боевую технику, а также создание запасов в основных гарнизонах афганских ВС показала, что в методах передачи имеются существенные недостатки. В настоящее время военные городки, заставы, боевая техника, вооружение, запасы материальных средств и другое имущество передаются обычным установленным порядком – создаются смешанные комиссии, которые поштучно (пообъектно просчитывают, проверяют качество и состояние, работоспособность систем, составляют акты приема-передачи, утверждают их старшими начальниками соответствующих гарнизонов, как от афганской, так и от советской сторон. Документы заверяются печатью.

 …Личным составом 40-й армии было сделано все для того, чтобы оставить в памяти афганцев хорошее, доброе отношение советского человека к афганскому народу и его вооруженным силам. Однако по указанным выше причинам эти благие намерения не только сводятся к нулю, но ещё и порождают негативы. Кроме того, просматривается стремление военного руководства провинции – командира 1 АК, начальника УМГБ, командующего царандоя и других – снять с себя ответственность за состояние дел, а также представить президенту неблаговидную картину, якобы созданную советскими войсками при оставлении гарнизонов. Представление президенту ложной информации о неисправности техники и вооружения, переданной в части МГБ, направлено на подготовку почвы, которая бы оправдала руководителей провинции в случае возможного поражения от котрреволюции при развязывании боевых действий. …На основании всего этого на втором этапе вывода советских войск из РА работа по подготовке и передаче военных городков ВС Афганистана велась более целенаправленно и результативно. Все мероприятия проводились заблаговременно и соответственно протоколировались, тщательно проверялись.

 На завершающем этапе вывода советских войск из Афганистана руководители республики не хотели привлекать свои вооруженные силы к борьбе с непримиримой оппозицией (берегли их на будущее?). Они пытались задействовать для этих целей в основном части 40-йармии, надеясь вовлечь их в широкомасштабные, длительные боевые действия (особенно против формирований Ахмад Шаха) и тем самым задержать в Афганистане. Неоднократно со стороны афганского руководства следовали обращения к Советскому правительству: «Прекратить вывод войск в связи с тем, что Пакистан и США не выполняют женевские соглашения». К примеру, в конце 1988 – начале 1989гг. были просьбы оставить добровольцев из состава советских войск для обеспечения безопасности кабульского международного аэропорта.

 Подписание Женевских соглашений по Афганистану с самого начала с особым чувством удовлетворенности было встречено всеми военными советниками. Ведь это касалось службы каждого «афганца». А именно эти генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты несли основные тяготы и лишения афганской войны. Они прежде всего и были самыми ярыми сторонниками ее окончания.

 …Чем быстрее приближался срок второго этапа вывода, тем большее беспокойство проявилось афганским руководством. В Москву снова шли тревожные телеграммы с просьбами оставить часть советских войск, или, если на это СССР не пойдет, но было решено выдвижение колонн вспомогательных частей и учреждений из Кабула начать 2 января 1989 года, а боевых частей и подразделений – 15 января. Это означало: на завершение вывода отводился всего один месяц, что вынуждало войска двигаться к госгранице практически сплошным потоком.

 Колонны с техникой и личным составом шли к госгранице Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях (низкие температуры, туманы, обледенение дорог). В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Они часто сходили с гор, образуя многокилометровые снежные и каменные завалы на дороге. Командование 40-й не ослабляло наблюдения за противником, никто не ослаблял бдительности. Но оппозиция за некоторым исключением не препятствовала выводу советских войск, а также занятию режимных зон.

 …Светские войска уходили. Афганистан для многих стал близким, и офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты, служащие Советской Армии переживали за дальнейшую судьбу его народа. Надо ведь всем понять: эти 9 долгих лет наши воины не только (вернее - не столько) участвовали в совместных боевых действиях. Основное внимание уделяли оказанию помощи афганскому населению. Строили мосты, ремонтировали и восстанавливали дома, школы, мечети, помогали нуждающимся хлебом, керосином, одеждой, спичками, чаем, сахаром и другими предметами первой необходимости, разминировали дороги. Рискуя жизнью, выносили раненых детей с минных полей, оборудовали площадки в детских домах «Ватан» для сирот. Таков далеко не полный перечень задач, которые выполнили за все эти годы воины-интернационалисты на земле Афганистана.

 Вообще Афганистан был традиционно дружественным государством для СССР.

 Стратегическая линия нашего военного присутствия в Афганистане была определена все-таки расплывчато и неконкретно. Это дает основание всякого рода злопыхателям периодически говорить о поражении советских войск, которое он якобы потерпели, участвуя во внутреннем конфликте на стороне афганского правительства. Так ли это?

 Перед войсками нашей армии стояла задача оказать интернациональную помощь дружественному афганскому народу в стабилизации обстановки в стране, отражении агрессии извне. И эти задачи она выполнила.Подчеркнем, боевые действия в Афганистане велись обычно в сложных географических и климатических условиях. Горно-пустынная местность, высокие и низкие температуры воздуха, резкие их перепады, недостаток кислорода, отсутствие воды и многие другие трудности. Как уже отмечалось, советские войска все активные боевые действия по разгрому вооруженных отрядов оппозиции вели совместно с правительственными силами. Самостоятельно они только устраивали засады на караванных маршрутах, обеспечивали проводку колонн с грузами, а также выполняли задачи по охране коммуникаций, режимных зон, аэродромов и других особо важных объектов. Разгром наиболее крупных группировок мятежников и базовых районов оппозиции осуществлялся проведением крупномасштабных операций. …С хорошими результатами были в ДРА-РА проведены операции, в ходе которых не только успешно руководили боевыми действиями частей и подразделений, но и умели беречь людей генералы и офицеры – Н.Г. ТЕР-Григорьянц, Л.Е. Генералов, В.Г. Винокуров, В.И. Родионов, В.Ф. Ермаков, В.П. Дубинин, А. Е.Слюсарь, В.И. Миронов, В.П. Гришин, А.И.Сергеев, Г.Г. Кондратьев, П.С.Грачев, Ю.П. Греков, Н.П. Пищев, А.Г. Шеенков, С.Ф. Кицак, В.А.Дыбский, Ю.В. Шаталин, ШХ. Ишмуратов и др.

 Длительное умалчивание в советских средствах информации о событиях в Афганистане и отсутствие объективного освещения действий наших войск в этой стране, а также активное воздействие западной пропаганды привело к формированию искаженного общественного мнения в СССР относительно миссии ОКСВ в ДРА – РА и оказываемой ими интернациональной помощи. …Конечно, среди сотен тысяч военнослужащих, прошедших через Афганистан, попадались и преступники, мародеры и им подобные негодяи. Но не они определяли лицо нашей армии. Главными характеристиками советских солдат и офицеров были гуманизм, доблесть и интернационализм. Цель одна – не подвергать опасности за эти последние месяцы войны молодых, необстрелянных воинов. Ведь кто-то, а «афганцы»-ветераны лучше других знали, что от пуль, гранат, мин, снарядов моджахедов чаще всего гибли молодые, неопытные, из пополнения.

 Этот факт говорит о многом. И о гуманизме наших солдат, и о массовом мужестве. Но особенно ярко он показывает ярко ту атмосферу братства и войскового товарищества, которая царила в подавляющем большинстве частей и подразделений 40-й армии. Уже сам этот поступок сотен, тысяч людей, когда за ним могла стоять жизнь или смерть, можно расценить как благородство высшей пробы. А сколько их, «афганцев», переболело в РА инфекционными заболеваниями! Только в 1988 году инфекционным гепатитом – 13109 человек (в т. ч. – 2398 офицеров), брюшным тифом -2993 (в т. ч. -756 офицеров).

 Советские воины, как истинные интернационалисты и патриоты Родины, выполнили свой долг до конца и не могут быть объектами некомпетентной критики любителей поупражняться в нагнетании страстей, разного рода советчиков, пытающихся задним числом подсказать, чего не надо было делать. Даже когда они уходили, в январе – феврале 1989 года, все еще помогали мирному населению. Так, за месяц до вывода из Республики Афганистан всего ОКСВ осуществили по просьбе министра энергетики страны Пактина перевозку из Хайратона в Кабул многотонных агрегатов для столичной ТЭС. Руководил «операцией» полковник А. Козин. Наше Отечество твердо может положиться на «афганцев», они не подведут в трудное для страны время. Однако государство тоже не должно бросать их на произвол судьбы, в противном случае они не будут той опорой для правительства, которой бы могли стать. Обладая боевым опытом и высоким моральным духом, «афганцы» представляют собой реальную силу, и этого нельзя забывать. Надо только, чтобы эта сила была направлена на укрепление нашего общества, чтобы эта сила направлена на укрепление нашего общества, борьбу с преступностью.

 Потери погодам:

 1979 год – 86 человек, в том числе офицеров – 10. Боевые потери составили соответственно 70 и 9.

 1980 год – 1484, в том числе 199 офицеров. Боевые потери: 1229 и 170.

 1981 год – 1298, в том числе 189 офицеров. Боевые потери: 1033 и 155.

 1982 год – 1948, в том числе 238 офицеров. Боевые потери:1623 и 215.

 1983 год – 1446, в том числе 210 офицеров. Боевые потери: 1057 и 179.

 1984 год – 2343, в том числе 305 офицеров. Боевые потери: 2060 и 285.

 1985 год – 1868, в том числе 273 офицера. Боевые потери: 1552 и 240.

 1986 год – 1333, в том числе 216 офицеров. Боевые потери:1068 и 198.

 1987 год – 1215, в том числе 212 офицеров. Боевые потери:1004 и 189.

 1988 год – 759, в том числе 117 офицеров. Боевые потери:639 и 106.

 1989 год – 53, в том числе 10 офицеров. Боевые потери: 46 и 9.

По уточненным данным в Афганистане с 1979-го по 1989 г. погибли:

 

 русские - 6888 человек 

 армяне – 95 человек

 молдаване – 194 человека

 литовцы – 57 человек

 латыши – 23 человека

 эстонцы – 15 человек

 абхазы – 6 человек

 балкарцы – 9 человек

 башкиры – 98 человек

 буряты – 4 человека

 евреи - 7 человек

 ингуши – 12 человек

 кабардинцы – 25 человек 

 калмыки – 22 человека

 каракалпаки – 5 человек

 карелы – 6 человек

 коми – 16 человек

 марийцы – 49 человек

 мордва – 66 человек

 народности Дагестана – 101 человек

 осетины – 30 человек

 татары – 442 человека

 тувинцы – 4 человека

 удмурты – 22 человека

 чеченцы – 35 человек

 чуваши – 125 человек

 якуты -1 человек

 другие народы и национальности – более 168 человек

 украинцы - 2378 человек

 белорусы – 1066 человек

 казахи – 362 человека

 туркмены -263 человека

 таджики – 236 человек

 киргизы – 102 человека

 грузины – 81 человек

 азербайджанцы – 195 человек

 

Rambler's Top100

 

Назад ] Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение дл: ltshgolov@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 Средняя общеобразовательная школа села Головинщино
Дата изменения: 20.11.2008
Hosted by uCoz