Дорогие ребята! Мне очень хочется, чтобы вы
помогли мне на сегодняшнем уроке, чтобы мы с вами познакомились и подружились.
Прошу вас повторять вместе со мной слова:
Прекрасно всё на небе
Прекрасно на земле
Прекрасно всё вокруг
Прекрасно всё во мне.
III. Вступительная беседа:
- Ребята, посмотрите на этот волшебный
цветок. Сколько в нём лепестков? Стоит только оторвать лепесток и подумать о
каком-либо литературном произведении, как мы тут же в него перенесёмся.
-И так, ребята, в какое произведение мы
перенеслись?
IV. Инсценирование отрывка из сказки
В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
V. Беседа по сказке.
- Правильно, это сказка В.П. Катаева,
которая называется «Цветик – семицветик».
- О чём эта сказка?
- Чему она нас учит?
- Вам понравилась эта сказка?
- Вы хотели бы продолжить знакомство с
творчеством В.П. Катаева?
VI. Сообщение темы и цели урока.
- В ваших учебниках на странице 24 есть ещё
одно произведение Валентина Петровича Катаева, которое называется «Дудочка и
кувшинчик».
VII. Первичное восприятие текста.
- Обычно заголовок текста говорит, о чём
пойдёт речь в тексте. Посмотрите вот дудочка, вот кувшинчик. Какая между ними
может быть связь? (мнения учеников).
- Давайте проверим.
VIII. Чтение сказки учителем.
IX. Беседа после первичного
восприятия.
- Почему такое название?
- О чём идёт речь в этом произведении?
- К какому литературному жанру можно его
отнести? Почему?
XI. Ознакомление учащихся с текстом
по эпизодам.
- Сейчас мы с вами ещё раз познакомимся с
текстом этой сказки. Я прошу вас взять в руки простые карандаши.
- Как только вы заметите смену обстановки,
событий, прошу Вас поднять руку.
I. Эпизод.
- Что мы узнали из первого эпизода?
- Кто его действующие лица?
- Каким вы представляете себе папу? Маму?
Павлика? Женю?
- Что можно сказать об их семье?
- Ответь на вопрос: Женя – трудолюбива или
ленива? Докажи (вывешиваю рисунок)
II. Эпизод
(чтение по ролям)
- Что нового мы узнаем о характере Жени?
- Какие советы давали Жене папа и мама?
(вывешиваю рисунок)
III. Эпизод
(самостоятельно)
- Послушалась ли Женя советов родителей?
- Что ей помешало?
- Объясните, смысл слово мерещится?
IV. Эпизод
(по цепочке, по ролям).
- Как вы понимаете значение слова «Мурава»
- Какой, новый герой появляется в сказке?
- Каким вы его себе представляете?
- Что можно сказать о его характере?
(вывешиваю картинку)
- На что жаловалась Женя?
- Как старик решил помочь девочке?
- Что это была за дудочка?
- Какой обмен состоялся между стариком и
девочкой?
V. Эпизод
(по цепочке).
- помогла ли дудочка Жене?
- Как менялось настроение Жени? (говорит,
закричала, не унималась, сердито закричала).
- Что за мелодию играла дудочка?
VI. Эпизод
(по ролям).
- Какой обмен произошел между стариком и
Женей?
VII. Эпизод
(по цепочке)
- Какая проблема встала перед Женей?
VIII. Эпизод
(по ролям)
- Как Женя хотела решить проблему?
- Как изменилось настроение старика? Как
изменилась внешность?
- Что на это повлияло?
IX. Эпизод
(по цепочке)
- как повлияло это на Женю?
- Чьим советом она воспользовалась?
X. Эпизод
(по ролям)
- Чем закончилась сказка?
- Как изменилась Женя?
- Почему Женя ничего не сказала про дудочку?
X. Работа с пословицами
- Какие пословицы являются подходящими по
смыслу к данному тексту?
XI. Инсценирование ключевых
эпизодов.
- Чему учит нас эта сказка?
- какие эпизоды являются наиболее
эмоциональными? Давайте попробуем их инсценировать.
- Что в этой сказке похоже на правду?
- Что является волшебством?
- Как вы думаете, что помогло Жене
перемениться?
- Какой была бы Женя, если бы не старик?
- Каким могло быть окончание сказки?
- Так все-таки Женя трудолюбива или ленива?
XII. Пересказ по картинному плану.
XIII. Проведение итога урока.
- С какими сказками В.П. Катаева мы
познакомились?